Введение
В Российской Федерации в настоящее время сформирована такая
налоговая система, которая подразумевает под собой ведение налоговой
политики, ведение системы налогового контроля по уплате всех
установленных налогов и сборов, а также систему органов, контролирующих
данные процессы. Именно работа налогового контроля в рамках налогового
администрирования позволяет охарактеризовать всю работу налоговой
системы в целом. Тем более что, главная функция налоговой системы является
фискальная, то есть пополнение государственной казны за счет налоговых
отчислений, в процессе которого налоговые органы играют непосредственную
роль.
Недостатки в системе управления налоговыми поступлениями
способствуют образованию значительных сумм задолженностей в бюджеты
всех уровней, что свидетельствует о необходимости принятия действенных
мер, направленных на сокращение неплатежей.
В этой связи одним из направлений развития налоговой системы России
является реформа системы налогового администрирования. Исходя из
Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период
до 2020 года, наша страна стремится достичь лидирующих позиций по всем
направлениям развития. Достижение указанной цели возможно в случае, если
налоговое администрирование станет стержнем налогообложения государства.
Именно поэтому в настоящее время все силы должны быть направлены на
совершенствование системы налогового администрирования, повышение
качества его основного элемента - налогового контроля.
Контроль нужно рассматривать в качестве одной из форм управленческой
деятельности, т. е. как самостоятельную функцию управления, имеющую
целевую направленность, определенное содержание и способы его
осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной
функции налогов и с позиций налогового права призван в первую очередь
охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных
образований.
2.2 Общая характеристика выездных налоговых проверок
В настоящее время выездные налоговые проверки остаются одним из
основных видов налогового контроля. Существует два вида выездной
налоговой проверки: комплексный и тематический.
Комплексная выездная налоговая проверка предусматривает полную
проверку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
При тематической выездной налоговой проверке проверяется начисление
и уплата одного или нескольких налогов.
Подготовительные мероприятия по выездной налоговой проверке можно
представить в виде схемы на рисунке 8.
Выездную проверку нельзя начинать без серьезной подготовки, о чем
свидетельствует представленный рисунок.
Степень охвата проверкой учетной документации определяется
проверяющими самостоятельно исходя из объема подлежащих проверке
документов, состояния бухгалтерского учета налогоплательщика, а также
степени вероятности обнаружения налоговых правонарушений, оцениваемой
проверяющими исходя из данных предпроверочного анализа информации о
налогоплательщике, а также результатов предыдущих этапов проверки.
Проводится выездная проверка в течение двух месяцев, в отдельных
случаях законодательство допускает продление срока на один месяц.
Согласно налоговому законодательству проверке подвергаются
документы налогоплательщика за три предыдущих года. При этом проведение
повторной проверки за тот же период и те же налоговые начисления не
допускается, если только проверяемая организация не находится в процессе
ликвидации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговый контроль выполняет контрольную функцию. Вместе с тем, в
условиях современной российской экономики, где посредством налоговых
поступлений формируется существенная часть бюджета, речь идет о
реализации фискальной функции налогов. Следует признать, что, с
ограничением сущности контроля лишь к обеспечению законности при уплате
налогов и сборов, сужается его экономическая составляющая.
Игнорировать экономико-юридическую природу налогового контроля,
являющегося по сути дела синтезом экономической и юридической
составляющей, невозможно.
В Российской Федерации осуществление налогового контроля
осложняется тем, что, будучи созданной, практически заново, налоговая
система характеризуется отсутствием единого концептуального подхода к
организации налогового контроля.
Налоговый контроль в условиях современной России - сложный,
многогранный механизм, система взаимодействующих элементов, по-разному
определяемых различными авторами, в силу чего само понятие «налоговый
контроль» трактуется достаточно широко.
Налоговый контроль кроме проверки полноты соблюдения налогового
законодательства налогоплательщиками, налоговыми агентами и
плательщиками сборов, включает в себя и такие мероприятия как: сбор
информации о возможности увеличения налоговых поступлений в бюджет и
улучшение налоговой дисциплины среди налогоплательщиков. В связи с этим
возрастает роль налогового контроля в сфере налоговых отношений и
расширяются его функции. Налоговый контроль выполняет контрольную
функцию.
Цель налогового контроля может быть определена как обеспечение
законности и эффективности налогообложения. Наиболее ярко это выражается
в проверке соблюдения специальных налоговых режимов.
Налоговый контроль за законностью распространяется и на совершение
действий (операций), установленных не только запрещающими нормами.
Например, подконтрольными являются требования о предоставлении
налоговым органам информации, необходимой для контроля за правильностью
исчисления и полнотой уплаты налогов.
Основная форма проведения налогового контроля – налоговые проверки
налогоплательщиков. Проверки соблюдения законодательства о налогах
(налоговый контроль), а также ряда других нормативных актов, в том числе и
не относящихся к налоговому законодательству, то есть вся совокупность
проверок отношений, в ходе которых формируются налоговые доходы
государства, составляют понятие налоговых проверок.
Стаьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены
камеральные и выездные налоговые проверки.
Камеральная проверка основывается на изучении первичных данных,
предоставленных налогоплательщиком, с использованием формальной,
логической и арифметической проверки с метонахождении инспекции
федеральной налоговой службы.
Рассматривая особенности выездной проверки, можно прийти к выводу,
что она осуществляется по решению руководителя налогового органа, по месту
нахождения налогоплательщика, в его присутствии т срок ее проведения имеет
ограничения, как правило, два месяца.
Эффективность выездных проверок во многом зависит от субъектов
человеческого фактора:
- от уровня профессиональных навыков инспектора;
- от его человеческих качеств.
Данная проблема требует постоянного совершенства системы подготовки
и переподготовки кадров, в первую очередь, работников отдела выездных
проверок, составляющих гвардию налоговой службы.
Характеристики | |
Год сдачи | 2014 |
Объем | 75 |