Содержание
Введение. 3
Глава I. Современные представления о нарушениях письма у учащихся начальных классов. 6
1.1 Психофизиологическое содержание процесса письма. 6
1.2 Современное состояние проблемы нарушения письма. 16
1.3 Общие аспекты преодоления нарушений письма. 24
Глава 2. Организация и методика экспериментальной части исследования. 33
2.1 Организация, методы и методики исследования. 33
2.1.1 Организация проведения констатирующего эксперимента. 33
2.1.2 Психолого-педагогическая характеристика участников эксперимента. 35
2.1.3 Методика исследования состояния устной речи. 39
2.1.4 Методика исследования состояния зрительно-пространственных функций 43
2.1.5 Методика обследования состояния письма. 45
2.2 Организация и методическое содержание формирующего эксперимента. 46
2.2.1 Организация проведения эксперимента. 46
2.2.2 Основные направления коррекционной работы с экспериментальной группой 47
2.2.3 Дидактический материал и содержание коррекционной работы.. 57
2.3 Организация проведения контрольного эксперимента. 74
Глава 3. Анализ результатов исследования. 77
3.1 Анализ результатов констатирующего эксперимента. 77
3.2 Анализ результатов обучения (контрольного) эксперимента. 84
Заключение. 93
Список литературы.. 96
Приложения. 103
Введение
Нарушение чтения и письма являются специфическим расстройством речевой деятельности и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших школьных навыков – письма. По этой причине проблема нарушений письменной речи у школьников является одной из актуальных проблем школьного обучения, поскольку обучение письму и чтению из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Расстройства чтения и письма являются серьезным препятствием в овладении учащимися школьной программой, оказывают отрицательное влияние на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характера, всего психического развития ребенка.
Проблеме нарушений письменной речи у детей – дисграфии, дислексии – посвящено большое количество исследований и публикаций (С. С. Мнухин, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, М. Е.Хватцев, Л. Ф. Спирова, Г.А. КашеИ.Н. Садовникова, А.Н Корнев, Л.Н. Ефименкова, Р.И. Лалаева, А.В. Ястребова), однако актуальность этой проблемы не снижается.
При умело организованном учебном процессе, а именно: при создании у первоклассников стойкой мотивации для освоения письма, осознанном овладении детьми навыками языкового, слогового, звукового анализа и синтеза, четко разработанной системе графических упражнений в букварном периоде трудности эти успешно преодолеваются.
Напротив, если вовремя на них не обратить внимания, не принимать профилактических мер, то специфические ошибки письма становятся стойкими и переходят из разряда трудностей в разряд нарушений письменной речи, а затем в истинные дисграфию и дислексию. На этих этапах ребенку уже будет необходима серьезная помощь учителя-логопеда и даже педагога-психолога...
Заключение
Письмо и чтение представляют собой сложные формы речевой деятельности, многоуровневые процессы, включающие большое количество операций. Психофизиологической основой процесса письма является совместная работа различных анализаторов.
В процессе письменной речи устанавливаются новые связи между словом слышимым, произносимым и словом видимым. Если устная речь осуществляется деятельностью речедвигательного и речеслухового анализаторов, то письменная речь является не слухомоторным, а зрительно-слухомоторным образованием.
Гипотеза исследования заключалась в следующем:
Своевременное выявление нарушений и коррекция письма у младших школьников способствует формированию навыков правильного письма, определяющих успешность полноценного овладения письмом.
В соответствии с гипотезой была поставлена цель исследования: изучение влияния коррекции нарушений письма на формирование у младших школьников навыков, определяющих успешность полноценного овладения письмом.
Практическая часть исследования проводились на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учереждения "Гимназия номер 17" в г. Мытищи, находящемся по адресу: г. Мытищи, ул. Щербакова, д. 1А.
Исследование проводилось с учениками 2-х классов гимназии. Дети были подобраны таким образом, чтобы максимальная разница в возрасте составляла 6 месяцев...
Характеристики | |
Год сдачи | 2013 |
Объем | 119 |