Содержание
Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1 Исследования проблемы тревожности в отечественной и зарубежной психологии…………………………………….. 8
1.2 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста…………….…. 16
1.3. Методы диагностики и коррекции тревожности у детей.… 22
Глава 2: Эмпирическое исследование отношений со сверстниками у детей с разным уровнем тревожности
2.1. Организация и методики экспериментального исследования………………………………………………… 26
2.2. Диагностика тревожности детей и их отношений со сверстниками………………………………………………….39
2.3. Коррекция высокого уровня тревожности детей. ………… 47
2.4 Повторная диагностика и Анализ опытно-экспериментальной работы ……………………………………………………. 53
Выводы ………………………………………………………………….… 65
Список литературы ……………………………………………………… 69
Приложения……………………………………………………….……… ??
Введение
Изучение проблемы тревожности детей чрезвычайно важно для дошкольного образования, так как это одна из наиболее часто встречающихся особенностей эмоционально-личностного развития детей, отражающая эмоциональное неблагополучие ребенка и социальной ситуации развития, в которой он растет и развивается. Тревожность — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. В отечественной психологической литературе это различение зафиксировано соответственно в понятиях «тревога» и «тревожность». Последний термин, кроме того, используется и для обозначения явления в целом.
При оценке состояния проблемы тревожности в психологической науке отмечаются две, на первый взгляд, взаимоисключающие тенденции. С одной стороны, ссылки на неразработанность и неопределенность, многозначность и неясность самого понятия «тревожность» как в нашей стране, так и за рубежом едва ли не обязательны для работ, посвященных проблеме тревожности. Указывается, что под данный термин зачастую подводятся достаточно разнородные явления и что значительные расхождения в изучении тревожности существуют не только между различными школами, но и между разными авторами внутри одного направления, подчеркивается субъективность использования данного термина. С другой стороны, между исследователями существует согласие по ряду основных моментов, позволяющих очертить некоторые «общие контуры» тревожности (рассмотрение ее в соотношении «состояние — свойство», понимание функций состояния тревоги и устойчивой тревожности и др.) и выделить тревожный тип личности...
Заключение
Проведенный теоретический анализ по проблеме отношений со сверстниками детей среднего дошкольного возраста в зависимости от их тревожности расширяет и углубляет представления о тревожности как сложном психологическом понятии.
В представленной работе мы рассмотрели теоретические подходы к содержанию понятий «тревожность» и «отношения», определили уровень тревожности детей пятого года жизни, рассмотрели и апробировали методы и приемы, способствующие снижению тревожности у детей 4 – 5 лет, выполнили анализ эффективности использования игровых методов в работе по снижению или преодолению тревожности у дошкольников указанного возраста.
В ходе проведения эмпирического исследования тревожных дошкольников 4 – 5 лет мы установили следующее.
До проведения формирующего эксперимента все дети, вошедшие в состав экспериментальной группы, имели высокий уровень тревожности. После проведения формирующего эксперимента лишь у двух детей уровень тревожности не снизился.
Формирующий эксперимент заключался:
- в соблюдении психолого-педагогических условий работы с тревожными детьми;
- в проведении серии игр, направленной на преодоление тревожности у дошкольников 4 – 5 лет (проект «Поиграй-ка»);
- в целенаправленной работе педагога-психолога с родителями.
На констатирующем этапе социальный статус детей из экспериментальной группы был очень низким. 41,7% детей имели статус не принятых. Напротив, в группе низкотревожных дошкольников 50% детей имели статус предпочитаемых. После реализации игрового проекта «Поиграй-ка» социальный статус детей из экспериментальной группы значительно изменился: 66,7% детей имеют статус предпочитаемых. В этой, так же как и в контрольной группе, нет не принятых детей. Следовательно, формирующий эксперимент, проведенный с тревожными детьми, дал положительный результат...
Характеристики | |
Год сдачи | 2013 |
Объем | 64 |